Прежде чем стать чем-то обыденным, обжигающе горячий шоколад одними принимался с энтузиазмом, другими – скептически. Доктора спорили о том, является ли шоколад панацеей от многих болезней или это «пища дьявола».
Первой работой, в которой анализировался терапевтический эффект какао, стала книга придворного врача Филиппа II, отца Августина Фарфана, который в 1592 году написал Tratado breve de medicina y de todas las enfermedades que a cada paso se ofrecen [Краткий трактат о медицине и всех распространенных болезнях (исп.)]. Монах-августинец был убежден, что с помощью какао можно исцелять болезни груди у женщин после родов, а также использовать его в качестве слабительного, если пить по чашке с утра, и для избавления от камней в почках.
Вскоре начались жаркие дебаты, особенно в Испании, с многочисленными доводами как «за», так и «против». Андалузец Бартоломео Маррадон в 1616 году обвинил шоколад в том, что он является источником непроходимости кишечника и водянки (скопления жидкости). В 1631 году Антонио Кольменеро де Ледесма написал свой Curioso tratado de la naturaleza y calidad del chocolate [Любопытный трактат о природе и качесве шоколада (исп.)], который вскоре стал очень популярным. В нем он предложил рецепт, раскрывающий «испанскую тайну»: несмотря на то, что кто-то был убежден, что от шоколада полнеют, кто-то считал, что он укрепляет желудок, одни считали, что он согревает и «воспламеняет» тело, а другие пили его чуть ли не ежечасно, поскольку чувствовали себя после него лучше, доктор Кольменеро вынес вердикт: этот напиток «очень хороший и полезный». С того времени было опубликовано несколько книг о пользе шоколада, как, например, принадлежащая перу англичанина Генри Стаббса книга 1662 года The Indian Nectar [Индейский нектар (англ.)], а также опубликованная во Франции по инициативе торговца из Лиона, рекламирующего свой товар, De l’usage du caphe’, du the’ et du chocolat [Об употреблении кофе, чая и шоколада (франц.)] (1671).
Но проблема здоровья была не единственным источником споров вокруг «пищи богов». В Старом Свете между концом XVI и первой половиной XVII веков разгорелся другой спор - религиозный: нарушает ли этот напиток, дающий столько энергии, церковный пост или нет? То есть следует ли считать его простой жидкостью, как принято в учении Церкви, или же это пища?
Самыми сильными сторонниками «индейского бульона» были иезуиты, крупнейший христианский монашеский орден, основанный в Испании по инициативе Игнатия Лойолы. В 1600-х годах иезуиты создали мощную армию верующих, состоявшую из 16 000 монахов, и организовали постоянные представительства в Бразилии, Парагвае и особенно в Мексике, поблизости от плантаций какао.
С другой стороны, монахи-доминиканцы, с их более ортодоксальной доктриной, выступали против употребления шоколада во время поста. Этот вопрос рассматривался врачом из Севильи, который в 1591 году опубликовал свою книгу Problemas y Secretos Maravillosos de las Indias [Необычные проблемы и секреты индейцев (исп.)]: он утверждал, что какао содержит масло, приводящее к ожирению, и «одного этого достаточно, чтобы считать шоколад причиной нарушения поста». Согласно его точке зрения, те, кто пил шоколад во время поста, были грешниками. Несколько лет спустя богослов-иезуит отец Антонио Эскобар-и-Мендоса ответил на этот вопрос так: он писал, что употребление напитка, приготовленного из какао-бобов, не нарушает правил поста до тех пор, пока вместо молока для варки используется вода.
Вопрос был настолько серьезен, что к его обсуждению подключились даже несколько пап, начиная с Пия V, понтифика, одержавшего победу в битве при Лепанто. Он был очарован этим напитком, попробовав его впервые в 1569 году. Понтифик постановил, что напиток не нарушает поста до тех пор, пока его готовят с водой. Другими лицами, проявившими интерес к данному вопросу, были Климент VII Альдобрандини, Урбан VIII, Климент IX, папа Ламбертини и, наконец, Бенедикт XIV из Болоньи.
Чтобы окончательно разрешить столь сложный вопрос, была издана книга кардинала Франческо Марии Бранкаччо De chocolatis potu diatribe [О питии шоколада (лат.)]. В ней автор утверждал, что горячий шоколад – это, в конце концов, все же жидкость. Он разрешен во время поста, так как liquida non frangunt jejunum («напиток поста не нарушает»).
«Шоколадный сомелье. Удивительное путешествие в мир шоколада» - Клара Падовани, Джиджи Падовани (Москва, 2021).